Раздел 1. Понятие визуальной коммуникации и ее инструментальные средства. 

  1. Понятие визуальной коммуникации.

 Визуальные коммуникации — коммуникации (передача информации) по средствам визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики...) с одной стороны и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия...) с другой.

В бытовом значении визуальная коммуникация может быть определена как — то — что я вижу. Однако сегодня визуальная коммуникация чрезвычайно развита и усложнена и на уровне языка и на уровне восприятия за счет активного развития визуального искусства и электронных и цифровых технологий.

Визуальные коммуникации в ХХ веке осуществили мощную экспансию во все сферы культуры и закрепили в операционном поле такие понятия как —визуальный текст, визуальный язык, визуальная культура. Визуальные коммуникации — одна из базовых составляющих современных масс-медиа, создающих визуальный интерфейс передачи и потребления информации, а также трансформируя и переводя, в свою очередь, любую информацию в визуальный язык (имиджи и пресс-портреты, фото с места событий и телевизионная картинка в режиме реального времени...).

Визуальные коммуникации в современном обществе все больше отходят от роли пассивного посредника, «обрастая» кодами и (особенно в рекламе) приобретают ярковыраженный манипулятивный характер — то — что я хочу показать.

 Визуальные коммуникации – системы визуально-графических знаков и решений призванные решать задачи обеспечения ориентации, утоления информационного голода, регулирования поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях. 

Понятие виз.коммуникации означает комплекс специальных указателей в виде вывесок, информационных стендов, рекламных щитов, которые помогают ориентироваться в пространстве благодаря той информации, которую они содержат.Виз.ком. объединяет в себе цвета, речь, письменный язык, образы, чтобы создать сообщения, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя, будут наполнены понятной и необходимой информацией.

Виды: виз.ком. в городской среде, виз.ком. в рекламе, виз.ком. отвечающие за безопасность, маркировка объектов(цвет как средство виз.ком.)

Функции: информационные(передача инции) экспрессивные(передача оценки инции) прагматические(передача коммуникативной установки,которая оказывает воздействие на получателя)

Средства виз.ком. - печатные или полиграфические(яркие буклеты,пестрые плакаты,живописные листовки и брошюры)

- телеэкранные(тв программы, анимационные, графич.видео)

-средства наружной рекламы(рекл.щиты-биллборды,вывески на зданиях, транзитная реклама)

-средства рекламы в интернете(баннеры,флэшанимация)

  1. Типографика и шрифтовые гарнитуры (основные термины и определения).

 Гарниту́ра в типографике — набор из одного или нескольких шрифтов в одном или нескольких размерах и начертаниях, имеющих стилистическое единство рисунка и состоящих из определённого набора типографских знаков. Гарнитура обычно содержит алфавитно-цифровые и пунктуационные знаки и специальные символы. Также существуют гарнитуры, целиком состоящие из неалфавитных символов — например, содержащие математические или картографические знаки. Термин «гарнитура» часто смешивают с термином «шрифт», значения этих слов были более различимы до появления настольных издательских систем. Различие между терминами состоит в том, что шрифт определяет свойства конкретного члена семейства шрифтов, например, полужирное или курсивное начертание, в то время как гарнитура определяет согласованный стиль семейства шрифтов.

Типографика – не просто подбор красивой шрифтовой гарнитуры, а намного большее: искусство украшать шрифтами текст (и не только), подбирая размер, толщину, плотность и тип шрифта.

Шрифт – Это графическое изображение букв, цифр и иных знаков. Функция: набор текста.

Назначение: обозначить и донести до читателя текст с наименьшими искажениями и затруднениями, т. е. в наиболее удобочитаемой форме.

Очко – оттиск (отпечатанное изображение) буквы.

Базовая линия (линия строки (шрифта))  – линия, по которой выравниваются буквы.

Основные штрихи – наклонные, расположенные справа / вертикальные штрихи.

Более тонкие, расположенные горизонтально или косо – соединительные.

Кег[е]ль– расстояние от самой верхней точки самой высокой буквы до самой

нижней точи самого длинного подстрочного выносного элемента.

Интерлиньяж– расстояние между какой-либо значимой линией одной строки

 до такой же линии следующей строки.

Трекинг – межбуквенный пробел.
Гарнитура – шрифт одного рисунка, но различных начертаний и размеров. 

Различают основные группы шрифтов: текстовые и акцидентные шрифты. Эти две группы разветвляются на множество подгрупп. Каждая гарнитура имеет своё наименование. Разработка гарнитур — сложная и трудоёмкая работа.

Типографы разработали сложный словарь, описывающий многочисленные особенности шрифтов и типографики. Некоторые из его понятий применимы не ко всем письменностям. Так, например, «засечки», которые являются чисто декоративными элементами в шрифтах европейских письменностей, могут быть похожи на детали арабских или восточно-азиатских знаков (такие как толщина штрихов), однако последние могут нести смысловую нагрузку, и их неверно называть засечками.

Гарнитуры можно разделить на две основные категории: с засечками (антиква и брусковые шрифты) и без засечек (гротески). Засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв. В полиграфии шрифты без засечек также называют гротесками (нем. Grotesk от итал. grottesco).

Существует большое разнообразие шрифтов как с засечками, так и без них. Обе группы содержат как гарнитуры, разработанные для набора больших объёмов текста, так и предназначенные в основном для декоративных целей. Наличие или отсутствие засечек является лишь одним из многих факторов, которые учитываются при выборе шрифта.

Часто полагают, что в длинных текстах легче читать шрифты с засечками, чем без них. Исследования этого вопроса дают неоднозначные результаты, давая основание полагать, что основная причина этого эффекта в большей привычности к шрифтам с засечками. Как правило, в печатных работах, таких как газеты и книги, применяются шрифты с засечками, по крайней мере в основном тексте. Веб-сайты могут не определять шрифт и использовать пользовательские настройки браузера. Но те из них, которые задают шрифт, обычно применяют шрифты без засечек, потому что, в отличие от печатных материалов, на компьютерных экранах с низким разрешением форма засечки плохо воспроизводится.

Пропорциональный шрифт отображает символы разной ширины, тогда как непропорциональный, или моноширинный, шрифт отображает символы, размещенные на кегельных площадках постоянной фиксированной ширины. Любые две строки текста с одинаковым числом символов при использовании моноширинного шрифта должны отображаться имеющими одинаковую ширину, тогда как при использовании пропорционального шрифта те же две строки могут иметь совершенно разную ширину. Это происходит из-за того, что в последнем случае широкие символы (такие как буквы А, К, Ш, М, О) требуют больше места, чем узкие (такие как р, у, л, ь, и 1).

Большинство людей находит пропорциональные шрифты более привлекательными и удобочитаемыми, и поэтому эти шрифты чаще всего применяются в профессионально изданных печатных материалах. По той же причине, программы с графическим интерфейсом (такие как текстовые процессоры и браузеры) обычно используют пропорциональные шрифты. Однако многие пропорциональные шрифты содержат цифры фиксированной ширины, так что, например, колонки чисел остаются выровненными.

Моноширинные шрифты лучше подходят для некоторых целей, поскольку их знаки выстраиваются в чёткие, ровные колонки. Большинство ручных пишущих машинок и алфавитно-цифровых компьютерных дисплеев использует моноширинные шрифты. В большинстве компьютерных программ, у которых имеется только текстовый интерфейс (например, эмуляторы терминала), также применяются только моноширинные шрифты. Для правильного отображения ASCII art обычно требуется моноширинный шрифт. На веб-страницах теги HTML <tt> </tt> или <pre> </pre> чаще всего задают моноширинные шрифты. В LaTeX среда verbatim использует моноширинные шрифты. Программисты, как правило, предпочитают моноширинные шрифты при редактировании исходного кода. В издательском деле редакторы читают рукописи, набранные моноширинными шрифтами для облегчения редактирования, и присылать рукописи, набранные пропорциональным шрифтом, считается плохим тоном

  1. Классификация гарнитур.

 Множество наборных гарнитур имеет свою классификацию. Каждый шрифт также имеет свои технические характеристики. Такое разбиение помогает лучше понять какие именно шрифты нужны для Вашего издания.

Графические Характеристики.

  • По назначению. Текстовые (или наборные) -- ими набирают основную массу текста, и Акцидентные -- для оформления титульных листов, обложек и т.д.
  • По пропорциональности. Шрифты бывают
    • Моноширинные (по оптической ширине),
    • Пропорциональные (разноширинные),
    • Смешанного типа.
  • По контрастности:
    • Контрастный шрифт (соотношение основных и соединительных штрихов 1/3).
    • Умеренно-контрастный шрифт -- 1/2 .. 2/3.
    • Малокотрастный шрифт -- 2/3 .. 1/1.
  • По засечкам:
    • По форме: треугольные, прямоугольные, волосные, шипообразные.
    • По положению и ритмическому направлению: Горизонтально или вертикально направленные, двусторонние или односторонние.
    • По сложности: Простые и Декоративные.

Изменение рисунка шрифта:

  • По почерку. Начертания: Простое, строчное, курсивное.
  • По положению очка: Прямое, Наклонное (вправо/влево).
  • По плотности: Сверхузкое, Узкое, Нормальное, Широкое, Сверхширокое.
  • По насыщенности: Светлое, Полужирное, Жирное.
  • По размеру. Вообще-то в эру цифровых издательских сисетем нет смысла говорить в каких кеглях существует данная гарнитура, но здесь мы приведем исторические названия кеглей. Напомним, что кегль -- это размер площадки на которой буква нарисована (а не реальный размер символа). 1 пункт равен примерно 1/72 дюйма (ксати у нас и во Франции принята система Дидо: 1pt=0.0376 см (0.0148 дюйма), а в Америке и в Англии -- система PICA: 1pt=0.0351 см (0.013837 дюйма)).

 Классификация шрифтов по ГОСТ

  1. Группа рублёных шрифтов. В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная, Букварная.
  2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.
  3. Группа медиевальных шрифтов. Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
  4. Группа обыкновенных шрифтов. Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
  5. Группа брусковых шрифтов. Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщённые прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
  6. Группа новых малоконтрастных шрифтов. Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закруглённые засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
  7. Группа дополнительных шрифтов. В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.

Классификация на основе системы Максимилиана Вокса

  1. Humanes (венецианская антиква)
  2. Garaldes (антиква старого стиля)
  3. Réales (переходная антиква)
  4. Didones (антиква нового стиля)
  5. Insises (шрифты, имитирующие надписи на камне)
  6. Linéales (гротески)
  7. Mécanes (брусковые шрифты)
  8. Manuaires (каллиграфические шрифты)
  9. Scriptes (рукописные)
  10. Антиква
    1. Старого стиля (например: Гарамон)
    2. Переходная (например: Нью Баскервиль)
    3. Нового стиля (например: Бодони)
    4. Гротески
      1. Старые гротески (например: Franklin Gothic)
      2. Новые гротески (например: Гельветика)
      3. Геометрические (например: Футура)
      4. Гуманистические (например: Myriad)
      5. Антиква-гротески
      6. Прочие
      7. Акциндентные (Исторические стили, Декоративные, Машинописные, Компьютерные, Экспериментальные, Прочие)
      8. Рукописные (Широкое перо, Острое перо, Кисть, Монолинейные, Имитация почерка, Прочие)
      9. Готические (Текстура, Швабахер, Ротунда, Фрактура, Унциал, Прочие)
      10. Старославянские (Устав, Полуустав, Скоропись, Прочие)
      11. Символьные

Разработка и история шрифтов

Шрифты создаются художниками в соответствии:

  • с образным замыслом;
  • с требованиями единства стиля и графической композиции;
  • с конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами;
  • с прикладными задачами.

Рисунок первых типографских шрифтов создавался на основе рукописных шрифтов, например, рукописного полуустава — русский, готического шрифта (готического письма) — латинский шрифт. Также существует особый шрифт — шрифт Брайля для слепых.

  1. Оформление обложек и переплетов. Титульные элементы изданий.

Обложки и переплетные крышки защищают книжные издания от повреждений, загрязнений и других внешних воздействий при хранении или неаккуратном пользовании. Краткий текст и изображения на сторонках и корешке позволяют продавцу, покупателю, библиотечным работникам или владельцу собственной библиотеки выбрать или быстро найти на полке нужную книгу. Внешнее оформление обложек и крышек служит также рекламным и декоративным целям, может привлечь внимание потенциального покупателя, а красиво и со вкусом оформленная книга дисциплинирует пользователя, заставляя его бережно относиться к книге.

Книжные издания в обложках рассчитаны на малый или средний срок службы, поэтому их внешнее покрытие состоит обычно из толстой бумаги и, очень редко, из тонкого гибкого картона или специального обложечного материала на бумажной или нетканой основе с полимерным лицевым покрытием. По конструкции все применяемые в России и странах СНГ обложки весьма просты, состоят из одного листа, охватывающего блок с трех сторон. Их различие определяется лишь толщиной блока и способом скрепления с блоком.

Издания в переплетной крышке рассчитаны, как правило, на средний и большой срок службы, поэтому их внешнее покрытие изготавливают из толстых, жестких, прочных и износостойких материалов, а их конструкция и вид применяемых материалов определяется в основном требованиями долговечности и экономическими соображениями. В мировой практике применялось и применяется около десятка типов переплетных крышек («переплетов»), но реально в современном массовом производстве книжной продукции наибольшее применение имеют лишь два - цельнокрытая и составная крышки. Первая из них отличается относительной простотой конструкции и сравнительно малой трудоемкостью изготовления, а вторая - относительной дешевизной материалов, но высокой трудоемкостью изготовления.

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 обложка: Покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является элементом внешнего оформления издания.

3.2 суперобложка: Дополнительная обложка с клапанами, которая защищает переплетную крышку или обложку и используется как элемент внешнего оформления издания, а также для рекламы.

3.3 переплет: Прочное покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является элементом оформления издания.

3.4 переплетная крышка: Основная часть переплета, состоящая из сторонок и корешка, покрытых переплетным материалом.

3.5 сторонка переплета: Деталь переплетной крышки из листового картона или другого плотного материала, имеющая, как правило, формат издания.

3.6 корешок переплета (обложки): Деталь переплетной крышки, соединяющая его первую и четвертую сторонки и прикрывающая корешок книжного блока.

3.7 книжный блок: Часть материальной конструкции издания, состоящая из комплектов листов, расположенных в определенной последовательности, скрепленных между собой для вставки в переплетную крышку или покрытия обложкой.

3.8 футляр: Коробка, предназначенная для упаковки изданий с целью их защиты.

Оформление обложки и переплета издания определяется художественным замыслом издателя и типологическими особенностями издания.

     Сведения, размещаемые на обложке, суперобложке и переплете, должны идентифицировать издание и соответствовать выходным сведениям, приводимым на титульном листе издания. Не допускается приведение на обложке, суперобложке и переплете сведений, искажающих или противоречащих выходным сведениям на титульном листе издания.

На левой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета обязательно приводят:

     - имя автора (авторов);     - заглавие издания.

     Количество авторов на первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета должно соответствовать количеству авторов, указанных на титульном листе издания и, как правило, не должно превышать трех.

     5.2 На первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета официальных и нормативных изданий обязательно приводят:

     - наименование официального учреждения;     - имя автора (авторов);

     - заглавие издания.

     5.3 На первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета многотомных изданий обязательно приводят:

     - имя автора (авторов);     - заглавие издания;

     - обозначение и номер тома.

     5.4 На первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета выпусков книжных серий приводят:

     - название серии и/или марку серии, номер выпуска серии;

     - имя автора;     - заглавие издания.

     5.5 На первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета периодических и продолжающихся изданий должны быть указаны:

     - номер ISSN (в правом верхнем углу);

    - порядковый номер издания;     - заглавие издания;

     - год выпуска издания.

     5.6 Издатель может приводить на первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета все выходные сведения, которые указаны на титульном листе издания.

     5.7 При отсутствии титульного листа на первой странице обложки приводятся все необходимые выходные сведения (по ГОСТ 7.4).

6 Корешок обложки, переплета

     6.1 При толщине книжного блока свыше 9 мм на корешке обложки, переплета указывают:

     - имя автора (авторов);     - заглавие издания;

     - обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий);

     - первые и последние слова или буквы (для многотомных справочных изданий и словарей).

     6.2 Сведения на корешке печатают в установленной выше последовательности сверху вниз (см. приложение А). Для изданий, толщина блока которых превышает 40 мм, возможно использование поперечного расположения приводимых сведений.

     6.3 Сведения, приводимые на корешке, разделяют полиграфическими средствами.

 7 Четвертая страница обложки. Задняя сторонка переплета

            7.1 На четвертой странице обложки, суперобложки или на задней сторонке переплета в их нижней части приводится штриховой код издания.

     7.2 Дополнительно могут приводиться сведения об авторах, о серии, об издателе и иная рекламная информация.

Под титульными элементами понимается комплекс элементов аппарата книги, предназначенных для ее характеристики и идентификации среди других книг, библиографической обработки, статистического учета и других целей возможного использования.

Ниже предложена общая типологическая модель аппарата учебной книги.

Титульные элементы воспроизводятся на титульном листе. Состоит он из лицевой и оборотной сторон листа.

Титульные элементы, размещаемые на лицевой стороне титульного листа (приложение 2):

         надзаголовочные данные – наименование организации, от имени которой выпускается книга (название приводят в официально установленной форме, зафиксированной в учредительных документах);

         авторы (в коллективных изданиях фамилии авторов приводят в принятой ими последовательности, при наличии четырех и более авторов их фамилии помещают на обороте титульного листа);

         заглавие книги;

         подзаголовочные данные (вид издания): сведения об утверждении в качестве учебника или учебного пособия (гриф);

         выходные данные (место выпуска издания, год выпуска).

Титульные элементы, размещаемые на оборотной стороне титульного листа (приложение 3):

         классификационные индексы УДК и ББК;

         авторский знак ©;

         сведения об авторах, если их четверо и более;

         аннотированная каталожная карточка;

         сведения о рецензентах (ученая степень, звание, должность, наименование организации, в которой работает рецензент;

         международный стандартный номер книги (ISBN);

         знак охраны авторского права.

  1. Корпоративный дизайн: повторяющиеся графические и другие информационные элементы.

Понятие «корпоративный дизайн» означает эффективный визуальный имидж в контексте предприятий, учреждений или организаций.

Корпоративный стиль, — набор графических форм и принципов построения визуальной коммуникации, объединённых одной идеей, основная задача которых — выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

«Корпоративный» или «фирменный» стиль часто понимается как набор словесных и визуальных констант, обеспечивающих единство восприятия товаров, услуг, информации, исходящих от фирмы или торговой марки к потребителю.

Корпоративный дизайн наряду с корпоративной философией, корпоративной культурой и корпоративным поведением является одним из элементов корпоративной идентичности

Процесс создания общего корпоративного дизайна требует креативного подхода и затраты времени. На всех этапах разработки дизайнеры согласуют тот или иной элемент с заказчиком, учитывая такие особенности фирмы, как отрасль деятельности и отличие от компаний-конкурентов. В итоге предлагаются несколько вариантов названия, логотипа, слогана и цветовой гаммы, используемой для формы работников, дизайна помещений предприятия и, возможно, рекламной продукции фирмы.

понятие «графическая рифма». Это некие повторяющиеся элементы, задающие ритм надписи или знака. Рифму может создавать точный повтор, зеркальное отражение, общая для нескольких элементов горизонталь или вертикаль, не повторяющиеся, но похожие формы и т.д. Работает графическая рифма точно так же, как поэтическая: она легко считывается и легко запоминается, делая знак узнаваемым.

Автор отмечает, что такая рифма хороша для логотипов, но неуместна в текстовых шрифтах: «Если считать, что логотип, фирменный знак - это короткое стихотворение, то акцидентный, декоративный шрифт похож скорее на поэму, а текстовый - на роман. В текстовом шрифте любая слишком явная рифма смотрится нарочито и быстро утомляет».

Гордон пишет, что логотип не должен читаться, он должен считываться, он балансирует между читаемостью, то есть умеренным разнообразием, и стильностью, которую дает большое количество графических рифм. Впрочем для лиготипов СМИ читаемость важна несколько больше, чем для фирменных знаков различных товаров. Дизайнер логотипов ищет яркую, запоминающуюся рифму, обычно одну, которой достаточно для узнавания знака. Логотип должен бросаться в глаза, но не раздражать. Из некоторых акцидентных шрифтов можно сразу составить логотип, но даже взяв буквы из готового шрифта всегда хочется, с одной стороны убрать из них все лишнее, с другой - усилить их соответствие, добавить рифм. Кроме того, поскольку буквы стоят в строго определенных местах, появляется возможность срифмовать их различными способами, а также скорректировать соединения соседних знаков, кернинг.

  1. Фирменный стиль.

Фирменный стиль - самый важный элемент представления компании, её лицо. Именно фирменный стиль формирует образ предприятия у клиентов, сотрудников и конкурентов.

"Фирменный стиль" - понятие, введенное теоретиками рекламы. За рубежом используются также термины "координация дизайна", "проектирование внешнего облика предприятия", "система идентификации".

Фирменный стиль - это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарами и деятельности конкурентов.

Фирменный стиль - это индивидуальность фирмы, вынесенная на обозрение.

Фирменный стиль - это и средство формирования имиджа фирмы, а также определенный "информационный носитель", так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить ваш товар и ваши предложения, формируя у него положительное отношение к вашей фирме, которая позаботилась о нем, облегчив процесс отбора информации или товара.

"Высокий" фирменный стиль косвенно подтверждает надежность фирмы, как бы гарантирует, что фирма во всем соблюдает образцовый порядок как в производстве, так и в любой другой деятельности.

Понятие фирменного стиля тесно связано с понятием имиджа, так как фирменный стиль - это как бы оболочка, которую наполняют конкретным содержанием. А эта, наполненная, оболочка плюс мероприятия по Public Relations (ПР) и создают понятие имиджа фирмы.

Когда следует разрабатывать фирменный стиль?

Есть два мнения о том, когда надо разрабатывать собственный фирменный стиль:

сразу, как только образовалась фирма;

по мере накопления достаточного количества средств и закрепления устойчивых направлений деятельности.

Правильней было бы сказать, что фирменному стилю надо уделять внимание ВСЕГДА, начиная с первых дней создания фирмы.

  1. Верстка и макетирование изданий. Оригинал макет и формы его представления.

«Верстка — важный промежуточный процесс при создании газеты, журнала, каталога, брошюры и другой полиграфической продукции перед выпуском в печать. Текст верстается в одну, а также в две, три и более колонок. Особые требования предъявляются к верстке текста с иллюстрациями, которые должны располагаться возможно ближе к иллюстрируемому тексту. Каждая иллюстрация должна быть поставлена с таким расчётом, чтобы страницы и развороты были уравновешенными и организованными. Главная задача верстки — выявление логической структуры текста и графики, обеспечение удобочитаемости и необходимых пропорций страниц и издания в целом».

Макет (макетирование) - в полиграфии, предварительный образец книги, журнала, изготовляемый в издательстве для точного размещения текстового и иллюстративного материала. Макетом называется также пробный экземпляр книги или ее переплета, изготовляемый в типографии до начала выпуска всего тиража. Перед версткой газеты составляется план размещения материала по полосам (страницам), часто называемый макетированием».

Успех задуманной книги большей частью определяется грамотным подходом к созданию файла верстки, вне зависимости от того, в какой программе он будет сделан. Перед началом работы будет лучше ознакомиться с текстом будущей книги. Читать внимательно всю книгу нет смысла, однако иметь общее представление, о чем будет книга, к какому типу и виду литературы будет относиться, необходимо для того, чтобы определить элементы ее оформления при верстке. Главным образом, верстальщик должен четко представлять структуру книги – рубрикацию. От этого будет зависеть выбор шрифта заголовков, подзаголовков и т.д.

Макет — это набор правил, согласно которым располагаются элементы страницы. Таким образом, макет — это основа верстки. Создание макета верстки предполагает наличие повторяющихся элементов (расстояние между колонками текста, размер запечатываемой области полосы, отступы перед заголовками, размеры полей), одинаковые во всей верстке. Оптимальный дизайн не просто определяет образ книги, от него зависит, сколько усилий придется потратить в процессе верстки. При грамотно выполненном макете верстальщику не нужно задумываться над тем, как расположить элементы на странице, поскольку их положение жестко задано или определено макетной сеткой. Результатом четкого планирования верстки является единый шаблон или несколько шаблонов, по которым создаются все внутренние страницы.

  1. Верстальные программные пакеты.

Электронная верстка осуществляется с помощью различных программ. Их представлено на рынке несколько. Выбор в пользу какой-либо зависит от исторически сложившегося опыта и личных предпочтений. Наиболее распространенными из них являются программы для подготовки многостраничной верстки – продукты корпорации Adobe (PageMaker, FrameMaker, InDesign), QuarkXPress, Corel Ventura Publisher, TeX. Считается, что у каждой из них своя специализация. Например, FrameMaker, Ventura Publisher, TeX больше ориентированы на автоматизацию оформления сложных структур текста, нередко насыщенного таблицами, формулами, ссылками, в то время как PageMaker, InDesign и XPress рассчитаны на работу с иллюстрациями, т.е. используются в акцидентной (рекламной и др.), журнальной, книжной верстке.

Сложно поверить, но есть еще издания, которые на профессиональном уровне верстаются в MS Word. С помощью специальных надстроек, эту программу можно адаптировать под верстку, которая выполняет работу над текстом, практически дублируя функции PageMaker, XPress или InDesign. Верстать можно и в Word, если это удобно верстальщику, просто большая часть специалистов признаёт это непрофессиональным. Ведь удобные программы, специально созданные для верстки, уже изобретены!

Существует достаточно точек зрения на тему того, какая программа идеально подходит для верстки книг. Основными конкурентами являются, конечно, InDesign и XPress. Ярые сторонники есть и у той, у другой программы для верстки. Однако большинство профессиональных верстальщиков сходятся на том, что пока ничего лучше InDesign для верстки книг не изобрели.

Профессиональные верстальщики даже могут определить по отпечатанной книге, в какой программе книга версталась. Так это или нет – пусть останется на совести гуру верстки. Книга ориентирована в конечном итоге на читателя, поэтому начиная работу над книгой, необходимо думать об его удобстве.

Раздел 2. Рекламная продукция, ее разновидности и особенности информационной поддержки.

  1. Рекламная продукция и ее классификация.

Поскольку реклама представляет собой сложную продукцию, предназначенную для самых разных групп потребителей, и служит для реализации широкого диапазона, функций, то и классифицировать ее весьма не просто. Удалось разделить рекламу на восемь основных категорий.

1. По составу целевой аудитории - сильно-, средне-, и слабосегментированная. В данном случае следует пояснить, что сегментация - это разделение потребительской аудитории на сегменты по характерным социальным, профессиональным и прочим признакам. Чем специфичнее товар или услуга, тем уже сегмент аудитории, среди которой они могут быть прорекламированы.

2. По целевому воздействию - коммерческая (товарно-сервисная) и неком… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz